И еще из письма: ------------------------ ........ детская литература вообще и особенно в нашу эпоху и как трудно было строить эту литературу почти на голом месте (о ничтожности предреволюционной детской литературы говорил Горький, а Чехов писал (приблизительно): "У нас детской литературы нет, а есть собачья литература. Только о собаках и пишут" [7]. (А сам написал для детей "Каштанку" и "Белолобого"!) ----------------------------------- Я никогда этой темой не интересовалась. Стала вспоминать а что я читала кроме известной классики. Чарская вспомнилась сразу )очень уж ее ругали- потому и вспоминается сразу))) Рассказы на церковную тематику не попадались просто. Упоминание Бэллы- Елены я бы заметила и мне бы это не понравилось!) И конечно наверняка там были эти оттенки, но все-же надо признать что до революции позволялись разные оттенки, в том числе и эти. Но был выбор которого после уже не было. Все красное!)))В Чарской меня поразил сам факт "книги для девочек". Не было в моем детстве книг для девочек! )И за это я "простила" ей сентиментальность!) Еще я вспомнила детские рассказы Тэффи (до революции или в эмиграции- я уже не помню) и стихи Саши Черного. Поэтому я решила "погуглить". И нашла вот эту дипломную работу: http://referat.kulichki.net/files/page.php?id=14340
Меня просто потрясла вот эта фраза: "До революции, в основном в Петербурге и Москве, издавалось около трехсот детских и юношеских журналов. " ТРИСТА!!!! детских журналов! Стали вспоминать а сколько было у нас. "Искорка" и "Веселые картинки", "Пионер" и "Костер" и пара газет и может быть что-то забыла. НЕ триста точно!))) Там писали только о собаках?))) ""Друг детей", "Детский музеум", "Собеседник", "Отдых", "Крошка". "Детский сад", "Игрушечка", "Подарок детям", "Малютка", "Дело и потеха", "Тропинка", "Золотое детство", "Подснежник", "Солнышко". Каждый из этих и многих других журналов имел свою направленность, свою тематику и структуру"....
И еще из этой работы:
"Конец 50-х годов - эпоха расцвета детской журналистики, а в 60-е годы не проходило и года, чтобы не возник один, а, то и два детских журнала. С 1858 года в Санкт-Петербурге начал выходить "Подснежник" (1858-1862) под редакцией талантливого критика В. Майкова, считавшего своей задачей: "...доставлять раннему возрасту обоего пола непрерывный, беспрестанно наполняющийся и разнообразно изменяющийся источник чтения". Редактор привлекал к сотрудничеству Н. Некрасова, И. Тургенева, И. Гончарова, Д. Григоровича. Библиографический отдел вел Д. Писарев. С 1860 года основным сотрудником "Подснежника" стала писательница М.Ростовская, а с 1864 года она сама приступила к созданию журнала "Семейные вечера", который просуществовал 24 года (Ростовская в нем работала до 1870 года); первоначально он выходил еженедельно, а затем - ежемесячно. Годовые подшивки "Семейных вечеров" расходились даже много лет спустя после выхода в свет. Это издание, по существу, стало продолжением "Звездочки". М. Ростовская сотрудничала с А. Ишимовой и разделяла ее взгляды на детское чтение. Журнал был удостоен высокого покровительства государыни императрицы Марии Александровны. В нем публиковались произведения самой М. Ростовской. Она достаточно хорошо владела пером и из номера в номер радовала своих читателей рассказами, сказками, поучительными историями, биографиями знаменитых людей. В журнале печатались В. Даль. Евг. Тур, Н. Львов, В. Авенариус и др. Но вот годом позже в Петербурге появляется непривычный журнал-"Калейдоскоп". Новизна его усматривалась уже в подзаголовке: "Еженедельная газета для русских детей среднего возраста". В программе издания писалось: "В нем, как в светлой призме зеркал, будут переливаться цвета, изменяться формы статей и, заинтересованные этою блестящею пестротою, наши читатели, надеемся, полюбят свою литературно-оптическую игрушку"4. В первом номере на восьми страницах (объем 1 печатный лист) были кроме программы "Несколько слов в виде предисловия для первого знакомства" помещены: "Няня. Характеристический очерк", зарисовка "Кокосовое дерево", три стихотворения и "Мозаика" - мелкие сообщения о любопытных диковинках на свете, переводы из иностранных журналов. Публикации сопровождали многочисленные иллюстрации."
Детская литература до революции
------------------------
........ детская литература вообще и особенно в нашу эпоху и как трудно было
строить эту литературу почти на голом месте (о ничтожности предреволюционной
детской литературы говорил Горький, а Чехов писал (приблизительно): "У нас
детской литературы нет, а есть собачья литература. Только о собаках и пишут"
[7]. (А сам написал для детей "Каштанку" и "Белолобого"!)
-----------------------------------
Я никогда этой темой не интересовалась. Стала вспоминать а что я читала кроме известной классики. Чарская вспомнилась сразу )очень уж ее ругали- потому и вспоминается сразу)))
Рассказы на церковную тематику не попадались просто. Упоминание Бэллы- Елены я бы заметила и мне бы это не понравилось!) И конечно наверняка там были эти оттенки, но все-же надо признать что до революции позволялись разные оттенки, в том числе и эти. Но был выбор которого после уже не было. Все красное!)))В Чарской меня поразил сам факт "книги для девочек". Не было в моем детстве книг для девочек! )И за это я "простила" ей сентиментальность!)
Еще я вспомнила детские рассказы Тэффи (до революции или в эмиграции- я уже не помню) и стихи Саши Черного. Поэтому я решила "погуглить". И нашла вот эту дипломную работу: http://referat.kulichki.net/files/page.php?id=14340
Меня просто потрясла вот эта фраза:
"До революции, в основном в Петербурге и Москве, издавалось около трехсот детских и юношеских журналов. " ТРИСТА!!!! детских журналов!
Стали вспоминать а сколько было у нас. "Искорка" и "Веселые картинки", "Пионер" и "Костер" и пара газет и может быть что-то забыла. НЕ триста точно!))) Там писали только о собаках?)))
""Друг детей", "Детский музеум", "Собеседник", "Отдых", "Крошка". "Детский сад", "Игрушечка", "Подарок детям", "Малютка", "Дело и потеха", "Тропинка", "Золотое детство", "Подснежник", "Солнышко". Каждый из этих и многих других журналов имел свою направленность, свою тематику и структуру"....
И еще из этой работы:
"Конец 50-х годов - эпоха расцвета детской журналистики, а в 60-е годы не проходило и года, чтобы не возник один, а, то и два детских журнала.
С 1858 года в Санкт-Петербурге начал выходить "Подснежник" (1858-1862) под редакцией талантливого критика В. Майкова, считавшего своей задачей: "...доставлять раннему возрасту обоего пола непрерывный, беспрестанно наполняющийся и разнообразно изменяющийся источник чтения". Редактор привлекал к сотрудничеству Н. Некрасова, И. Тургенева, И. Гончарова, Д. Григоровича. Библиографический отдел вел Д. Писарев. С 1860 года основным сотрудником "Подснежника" стала писательница М.Ростовская, а с 1864 года она сама приступила к созданию журнала "Семейные вечера", который просуществовал 24 года (Ростовская в нем работала до 1870 года); первоначально он выходил еженедельно, а затем - ежемесячно.
Годовые подшивки "Семейных вечеров" расходились даже много лет спустя после выхода в свет. Это издание, по существу, стало продолжением "Звездочки". М. Ростовская сотрудничала с А. Ишимовой и разделяла ее взгляды на детское чтение. Журнал был удостоен высокого покровительства государыни императрицы Марии Александровны. В нем публиковались произведения самой М. Ростовской. Она достаточно хорошо владела пером и из номера в номер радовала своих читателей рассказами, сказками, поучительными историями, биографиями знаменитых людей. В журнале печатались В. Даль. Евг. Тур, Н. Львов, В. Авенариус и др.
Но вот годом позже в Петербурге появляется непривычный журнал-"Калейдоскоп". Новизна его усматривалась уже в подзаголовке: "Еженедельная газета для русских детей среднего возраста". В программе издания писалось: "В нем, как в светлой призме зеркал, будут переливаться цвета, изменяться формы статей и, заинтересованные этою блестящею пестротою, наши читатели, надеемся, полюбят свою литературно-оптическую игрушку"4. В первом номере на восьми страницах (объем 1 печатный лист) были кроме программы "Несколько слов в виде предисловия для первого знакомства" помещены: "Няня. Характеристический очерк", зарисовка "Кокосовое дерево", три стихотворения и "Мозаика" - мелкие сообщения о любопытных диковинках на свете, переводы из иностранных журналов. Публикации сопровождали многочисленные иллюстрации."