(no subject)
Feb. 6th, 2008 07:16 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
А книга кажется была в "Библиотеке пионера" . Оранжевые такие томики. Стало интересно . Зашла в поиск:
http://www.krugosvet.ru/articles/67/1006766/1006766a1.htm
"В 1950 году вышел роман Беляева Город у моря (отд. изд. 1951), заключительная часть трилогии, получившей свое общее наименование по названию первого романа – Старая крепость (Государственная премия, 1952). По мотивам трилогии Беляев в соавторстве с М.Блейманом написал сценарий, в 1955 режиссер В.Наумов поставил фильм Тревожная молодость.
По признанию самого автора, трилогия была скорее «дневником воспоминаний» – столь очевиден автобиографизм в этом бесхитростном и динамичном рассказе о приграничном украинском городе, гимназии, затем о трудовой школе, курсантском общежитии, о борьбе с петлюровцами и немецкими интервентами и участии в ней мальчишек, уже размежевавшихся по социальному статусу и политическим пристрастиям, с «хорошими» сторонниками новой власти и «плохой» нэпманшей, нарумяненной старухой, чей «танцевальный салон» не только очаг растления молодежи, но и явочная квартира антисоветчиков. Трилогия Старая крепость, включенная Детгизом в серию «Золотая библиотека», более 30 раз переиздавалась в нашей стране и за рубежом, на ее основе был сделан ряд инсценировок и создан многосерийный телефильм."
..........................
Все правильно-есть фильм. Вот он фильм и продолжение (кстати Алова и Наумова)
Теперь главное из этой статьи о замечательном детском писателе:
"Типичный представитель комсомолии 1920-х годов, Беляев до конца дней сохранил юношеский максимализм и наивно-романтическую веру в неизменную победу добра над злом. Ни разу не изменивший своим первоначальным идеалам, не трансформировавшийся духовно, не переживший тяжелых сомнений, Беляев в определенном смысле остался в душе тем украинским хлопцем, каким застал его в родном городе 1918-й год."
А вот здесь трогательный рассказ самого Беляева о том как помог ему Маршак на его творческом пути: http://s-marshak.ru/articles/belyaev.htmВот эти строки стоит подчеркнуть:
"- Настоящим писателем может стать только тот человек, который прежде всего познает самого себя, свои достоинства и недостатки, свои наклонности и привязанности, кто сумеет жестоко контролировать каждый свой поступок. Все это надо сделать еще до того, как сядешь за письменный стол. Большая внутренняя дисциплина нужна писателю! Надо уметь оценить свои собственные силы, "зарядить" себя уверенностью в них, набраться большого упорства. Только если сможешь посмотреть на себя самого издали холодными, беспристрастными глазами и оценить, на что ты сам способен, можно начинать..."
Съездил во Львов-Ужгород..................
...Знакомство с Владимиром Беляевым, детским писателем, темнейшим человеком. Бесконечные рассказы о всяческих жестокостях. Повешенные, соженные, ослепленные, разорванные между двух берез, ущемленные в расколотых топором пнях, подстреленные из-за угла, изнасилованные, зарубленные топором и шашкой- обычные герои его устных рассказов..............
...............................................................................................
ОДИН ИЗ РАССКАЗОВ В.БЕЛЯЕВА
Рассказывается это на очаровательной белозубой улыбке, по-русски, с чуть приметным украинским акцентом.
-После войны, точнее в октябре 1946 года повстречал я во Львове дивчину...Глаза голубые , как озера...Хеть!.. На ресницы карандаш положить можно. На мадонну Сикстинскую похожа, честное слово!.. Познакомились. Ну я сразу в КГБ - чтобы ей проверочку сделали. А там Пашка Косогуб, такой чудак, он у бандеровцев разведчиком был, душегуб, каких мало, - вот Леночка не даст соврать, сейчас демобилизовался , в райисполкоме работает. Так этот Пашка сразу взял ее в работу ...Хеть! Раскололось в два счета. Племянница Деникина, связана с японской разведкой, учавствовала в покушении на товарища Торбу. Полный порядок. Ей дали шлепку, после обменяли на четвертак. До самого 53-го просидела. ..Хеть!..
-Ну, а потом что?...
-Как что?..Полностью реабилитирована. Недавно во Львов вернулась. Но уже совсем нет то, пройдешь и не посмотришь, вон Леночка не даст соврать!.
Беляев выпивал в доме старого друга, львовского профессора-филолога. Водки, как и всегда не хватило, и профессор побежал за угол , в ларек. Беляев стал домогаться у его жены, пожилой женщины, чтобы она отдалась ему по-быстрому, пока муж не вернулся. Та попыталась его усовестить, но он вынул пистолет и пригрозил, что застрелит ее. Глупая женщина продолжала упрямиться, он выстрелили и попал ей в бедро. Она навсегда осталась хромой, а Беляеву вкатили "строгача". Его утешает лишь одно: - на следствии выяснилось , что эта женщина -сестра убийцы Воровского. Все-таки Беляев не зря старался..."
Ю. Нагибин. Дневник. ,стр. 151
Вот мразь!!!
Жаль что Маршаку приходилось с такой мразью возиться (а ведь таких много было!) а еще жаль, что в справочные статьи не включают воспоминания современников. А то ведь этот маньяк так и останется образцом "юношеского максимализма и наивно -романтической веры в победу добра над злом".
И фильм могут еще показать (А что? Многим нравится .Ностальгия по тем временам нынче в моде! ), да и книги на "Озоне" продаются. Замечательно!
Upd.
Нашла у Рассадина замечательное , как всегда, определение Шварца по поводу того кто вылез тогда в литературу. Речь идет о тех самых "воспитанниках" Маршака, которых он "выводил в люди" и которые попытались его уничтожить., ведя к аресту и гибели:
" ...на свет явились гомункулусы, а "эти полувоплощенные существа, как известно, злы, ненавидят настоящих людей и в первую очередь своего создателя".
Станислав Рассадин. Книга прощаний.
Как не вспомнить при этом гениального Булгакова с его Шариковым?
no subject
Date: 2008-02-06 05:38 pm (UTC)no subject
Date: 2008-02-06 05:41 pm (UTC)no subject
Date: 2008-02-06 05:49 pm (UTC)no subject
Date: 2008-02-06 05:59 pm (UTC)no subject
Date: 2008-02-06 06:35 pm (UTC)no subject
Date: 2008-02-06 06:36 pm (UTC)no subject
Date: 2008-02-06 07:10 pm (UTC)no subject
Date: 2008-02-06 07:29 pm (UTC)И"Тьма в конце туннеля" и "Моя золотая теща"- у меня подобных ассоциаций не вызвали ВООБЩЕ!Я и саморекламы никакой не увидела, да и криков тоже. Увидела совсем другое. Может быть-боль? И нравятся они мне больше всего из его книг.) Особенно- "Тьма", современность которой меня просто потрясла.
Видимо, мы действительно, очень по-разному его воспринимаем.)
no subject
Date: 2008-02-06 09:11 pm (UTC)Мне даже нехорошо стало.
no subject
Date: 2008-02-06 11:24 pm (UTC)no subject
Date: 2008-02-07 03:36 am (UTC)no subject
Date: 2008-02-07 03:59 am (UTC)no subject
Date: 2008-02-07 06:29 am (UTC)Что касается популярности, то на момент этой записи (59 год) они были на равных. Только Нагибин при всей своей успешности все-же не был "первым учеником".
А если говорить о популярности сейчас, то судя по интернет-магазинам, Беляев издавался последний раз в 88 году. Нагибин издается каждый год, в разных издательствах и большими тиражами. Нагибина читают и мне кажется что будут читать еще больше. Есть в его книгах та "надвременнность" которая позволяет выдержать это испытание временем. А вот о Беляеве лет через десять вообще забудут. Я очень на это надеюсь. Ну если конечно в России все не повернется вспять и подобная литература опять не войдет в моду.
Так что зависти в этой записи точно нет. Есть брезгливость.
no subject
Date: 2008-02-07 06:31 am (UTC)no subject
Date: 2008-02-07 08:37 am (UTC)Не соглашусь, что искренность подразумевает наличие совести, бо искренние лжецы - категория невыдуманная. Но в Нагибине я почему-то уверена. Время диктовало именно таких писателей, как Беляев. Могу, пожалуй, отделить ещё Беляева-писателя от Беляева-человека. Чтобы его книги оставались ценны для тех, кто этого хочет. Уважаю право каждого выбирать эту социалистическую мифологию с искорёженным мировосприятием. Но сама выберу не его.
Спасибо тебе за пост.
no subject
Date: 2008-02-07 10:01 am (UTC)немножко смутила фраза в комментариях "у Маршака просто не было выбора. Помогал он всем кому велено было. Работа такая была.", впрочем, равно как и фраза в предыдущем, о том, что М. был человеком умным и порядочным и кому надо не помогал. Все-таки мне кажется, что М. прежде всего руководствовался наличием если не таланта, то какой-то литературной искры в человеке, которую он пытался разжечь, развить - иногда даже на одну книгу, не более. Но книгу, несущую определенный вклад в детскую библиотеку, которую он в те годы непосильным трудом создавал.
Ну а о "гомункулусах", о которых пишет Шварц - это, так сказать, издержки производства :) М. тогда писателей взращивал целое поколение, и многие попадались, как Беляев по словам Нагибина (хотя не могу сказать, что кто-то тут негодяй, так как на слово не могу верить ни одному, ни другому, ни Беляеву, ни Нагибину, а исследованиями их жизни и творчества никогда не занималась), с червоточиной. Негодяев среди талантливых литераторов было всегда в достатке.
Юрия Яковлева помните? Который про Таню Савичеву писал ("Девочки с Васильевского острова"), который "Умкин отец". Рассказы у него наиморальнейшие, а чем он попутно занимался, и что у него на совести?
no subject
Date: 2008-02-07 01:17 pm (UTC)А Маршак безусловно искал талантливых людей и помогал им,но иногда, я думаю, он просто вынужден был тянуть то что никаким талантом вовсе не обладало. Тянуть ради своих близких, ради спасения Габбе, ради того чтобы продолжать свое дело, да чтобы просто выжить. Потому что если бы он отказался, то его спросили бы ,а почему он не помог писателю с таким происхождением? А? А может быть, Самуил Яковлевич, вы решили совершить диверсию по отношению к советской детской литературе? Ведь его в этом обвиняли. И что делали в таком случае? Если "воспитанник" вообще два слова связать не может? Просто писали сами. Как это было с Голубевой.
Я Рассадина процитирую(он в свою очередь цитирует Шварца)
"Автор книги о Кирове "Мальчик из Уржума", злобно-бездарная Голубева заявила:да, Маршак- вредитель. Он сознательно задерживал выход в свет ее высокоидейного сочинения, замучив придирками
-Я не выдержал и крикнул со своего места:"Чьей рукой написана ваша книга?" А Тамара Григорьевна (Габбе), будто знала ,заранее спрятала рукопись в сейф. Голубева запнулась и ответила: "Вашей. Но под мою диктовку"...Надо вам сказать, голубчик, что зал был настроен враждебно по отношению ко мне, но тут и они расхохотались."
И я сейчас скажу "кощунственную "вещь! Представьте себе сколько написал и перевел Маршак если бы всем этим не занимался? Он боялся писать тогда (как многие), уходил в эту общественную деятельность, а если бы...Если бы не нужно ему было возиться с этими негодяями и бездарями, если бы он мог спокойно и свободно писать то что он хочет? Сколько бы он в себе не задавил? Сколько бы смог? Сколько бы действительно талантливым людям смог помочь, послав бездарей и дураков подальше. Он просто не мог этого сделать. Мне кажется, что это страшно, когда талантливый человек вот так вынужден все в себе задавить, замолчать, уйти в другое и всего бояться. А бояться ведь было чего. Страшное время. И конечно вины Маршака в этом нет. Другие виноваты. Правда этих "других" многие продолжают считать героями. К сожалению.
no subject
Date: 2008-02-07 01:38 pm (UTC)А вот со вторым абзацем я не уверена, что соглашусь. Он - по характеру своему, по сути своей - был организатором. С детских лет. И думаю, что процесс создавания своими руками такой гигантской вещи как институт детской литературы в Советском Союзе, когда до него по-русски были сказки классические, это да, но после них "из последних поступлений", так сказать, только замешанные на слюнях и соплях произведения Чарской - думаю, он отдавался ему полностью, ему было интересно им заниматься и он считал это своим делом, а не "постольку поскольку" :)
Ведь не мог человек, который занимался бы редакцией только потому, что так обстоятельтса сложились, создать такую редакцию с таким огромным потенциалом. И с такой самоотдачей остальных редакторов - как например, пишет об этом Лидия Чуковская.
а вообще тема Маршак-редактор - это тема для отдельного, очень обширного исследования, потому что он был уникальным редактором, о втором таком мне неизвестно :)
no subject
Date: 2008-02-07 02:07 pm (UTC)Кстати, Чарская мне нравится.)
И сколько в этои институте детской литературы было творчества а сколько идеалогии?
Скольких этих авторов уже и не вспомнит никто никогда. А Маршака вспомнят. И лично мне очень жаль того что он , конкретно он,талантливый писатель и поэт и переводчик!-не написал! И почему-то мне кажется, что так просто такой отказ от себя не дается.) Его слова:"Я вполне равнодушен к этой книге. Писанина во время проклятого культа, когда я старался писать незаметные вещи, потому что быть заметным-было очень опасно..."
Не знаю конечно . Может быть я не права. Но просто если выбирать между творчеством отдельно чудесного и талантливого автора и создание "института литературы", то мне кажется что творчество- намного-намного важнее.
И в итоге "института " ведь нет, смыло временем, а книги Маршака остались.)
no subject
Date: 2008-02-07 02:13 pm (UTC)no subject
Date: 2008-02-07 02:20 pm (UTC)no subject
Date: 2008-02-07 02:24 pm (UTC)Как ты хорошо сформулировала!
Да. Конечно каждый сам выбирает. Я тоже это не выберу. )
Мой любимый Левитанский:
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираем тоже - как умеем.
Ни к кому претензий не имеем.
Каждый выбирает для себя!
no subject
Date: 2008-02-07 05:11 pm (UTC)так что отвечу вечером. сейчас же - хочу сказать лве вещи:
1. Мне очень радостно знать, что Вы любите творчество С.Я. Маршака. Сейчас С.Я. незаслуженно немоден, непопулярен, и очень-очень хорошо, что Вы его любите - именно как взрослого поэта и писателя, а не только как отца "Усатого-полосатого". Просто здорово! :)
2. Хочу предпослать моему ответу некую информацию к размышлению :) Хочу процитировать отрывок из письма С.Я. к Лидии Корнеевне Чуковской. В письме С.Я. пишет отзыв на книгу Л. Чуковской "В лаборатории редактора".
Боюсь, что ЖЖ не даст сделать очень длинный коммент, поэтому буду разбивать на несколько частей. Жаль, что писем С.Я. Маршака к Л.К. Чуковской пока нет на маршаковском сайте, надеюсь, они там в скором времени появятся.
Это письмо сразу пришло мне на ум, когда я прочла Ваши слова "Мне просто глубоко безразличен "институт детской литературы в Советском Союзе"...
no subject
Date: 2008-02-07 05:13 pm (UTC)Замечательны у Вас примеры того, как нуждались самые крупные и
самобытные мастера (Толстой, Тургенев) в том, чтобы написанное ими оценили
другие - люди, которым они верили. И примеры того, как вредно писателю
одиночество, как необходимо ему общение с другими литераторами.
В этом можно убедиться и по нашему личному опыту, по нашей редакционной
работе. Не знаю, проявились ли бы таланты Житкова, Ильина, Пантелеева, если
бы они не нашли в редакции друзей, слушателей, советчиков, единомышленников.
Я уже не говорю о Бианки, Чарушине, Богданович, Савельеве, Данько. Для
многих из них редакция была и консерваторией и санаторией. Т. А. Богданович
надо было излечиться от олеографичности "Князя Серебряного", Данько - от
налета эстетизма (недаром Горький хвалил ее "Китайский секрет" [6] и бранил
книгу о фарфоре для взрослых, вышедшую не у нас), Бианки - от безвкусицы и
лжебеллетристичности; Хармсу, Введенскому, Заболоцкому - от
внутрилитературной полемики и кружковой замкнутости. В главе о работе
редакции Вы ссылаетесь на опыт великих редакторов и режиссеров. Для того,
чтобы некоторые поверхностные люди не сказали Вам: "Да, но ведь здесь дело
идет всего только о детской литературе", - следовало бы четко сказать, что
значит детская литература вообще и особенно в нашу эпоху и как трудно было
строить эту литературу почти на голом месте (о ничтожности предреволюционной
детской литературы говорил Горький, а Чехов писал (приблизительно): "У нас
детской литературы нет, а есть собачья литература. Только о собаках и пишут"
[7]. (А сам написал для детей "Каштанку" и "Белолобого"!)
no subject
Date: 2008-02-07 05:13 pm (UTC)пересказ (вместо Пиноккио - Буратино).
Н. Тихонов. Совет попробовать себя в прозе (ведь он путешественник,
альпинист, а это в его стихи не входило).
Б. Житков. Горячая, дружеская встреча и совет записывать устные
импровизированные рассказы ("Про слона", "Дяденька" и др.)
Постоянные беседы о литературе - взрослой и детской.
Л. Пантелеев и Г. Белых. Почти не правили стилистически, чтобы
сохранить юношеский почерк и документальность книги "Республика Шкид". Совет
устранить в одной главе ритмическую прозу, чуждую всей книге.
B. Бианки. Пришел со стихами в прозе. Был очень огорчен отзывом на
стихи. Потом обрадовался, когда понял, что у него есть путь в литературу.
Работали с ним долго. Я помог ему найти форму, дал ему тему "Лесной газеты".
C. Михалков. Как Вы уже знаете, я посоветовал сделать "Дядю Степу" не
смешной, а героической фигурой.
Вяч. Лебедев. Пришел со стихами "Как научиться рисовать". Выяснилось,
что он недавно был в Козлове, близко знает Мичурина. Возникла идея книги о
Мичурине, над которой я и Тамара Григорьевна долго работали. Книга много раз
переиздавалась.
Проф. С. Лурье. "Письмо греческого мальчика". Совет заменить
сомнительную и недостоверную беллетристику маленьким научным исследованием,
которое бы велось на глазах у читателя. Почему известно, что мальчик жил в
Египте? Почему же он пишет по-гречески? Чем занимался его отец? Какова была
обстановка дома, где жил мальчик? Какая погода была в тот день, когда он
писал письмо? На все эти вопросы можно найти точные ответы. Образец такого
исследования (или расследования) - "Золотой жук" Эдгара По. Лурье только
отчасти (к сожалению) принял советы редакции. А если бы принял полностью,
книга получилась бы на славу. Ведь письмо-то было подлинное. Зачем же нужен
суррогат беллетристики?